Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку Евгения Умнова «Избранное. К 100-летию со дня рождения» /Новые поступления в коллекцию МАММ. В рамках программы «Классики советской фотографии»/.

Евгений Умнов родился в Москве 24 мая 1919 года. Его отец, Петр Евгеньевич Умнов, был репрессирован в 1928-м и через год расстрелян. Воспитанием мальчика занималась большая дружная семья матери. Зинаида Васильевна Мальцева, мать Евгения Умнова, в юности брала уроки у художника Константина Юона (полученные навыки очень пригодились, когда она, помогая сыну, выполняла виртуозную ретушь его негативов). Ее сестра, Софья Мальцева, знаменитая теннисистка, чемпионка «Спартакиады народов СССР», дружила с актерами МХАТа. Художественное окружение, в котором постоянно находилась семья, существенно повлияло на формирование интересов Евгения Умнова.

В 1938 году он поступил на архитектурный факультет Московского строительного института. В 1941 году вместе с институтом уехал в эвакуацию Новосибирск, где, увлекшись фотографией, начал работать в газете «Советская Сибирь». Вернувшись в 1943 году в Москву, Евгений Умнов решил полностью посвятить себя фотоискусству. Сотрудничал с ВОКС (Всесоюзным обществом культурной связи с заграницей), его фотоснимки публиковались в журнале «СССР на стройке».

Профессиональное становление Евгения Умнова во многом определили дружба и сотрудничество с классиками советской фотографии. Вместе с Виктором Руйковичем он снимал послевоенный Таллин, с Семеном Фридляндом и Яковом Халипом — строительство Московского университета на Ленинских горах, с Самарием Гурарием — ВДНХ, а с Борисом Кудояровым — праздничную Москву 1950 года. В том же году Умнов стал постоянным фотокорреспондентом журнала «Огонек».

Культурная среда, в которой он вырос, и архитектурное образование очевидно повлияли на съемки Умнова, отличающиеся безупречной композицией и врожденной интеллигентностью. Неслучайно художественная и интеллектуальная элита страны особенно ценила его работы, а у начинающих артистов даже была примета — если Умнов сделает твой портрет, значит, творческая карьера сложится удачно.

Евгений Умнов работал в эпоху, когда социалистический реализм был главным течением во всех видах искусства, в том числе в фотографии. Работая в «Огоньке» и сотрудничая с большинством советских фотоиллюстрированых журналов, ему удавалось выбирать темы и сюжеты, которые минимально контролировались жесткой идеологической цензурой.

Архив Евгения Умнова огромен. Несмотря на несколько посмертных достаточно представительных ретроспектив, его творчество еще предстоит открыть для истории российской и мировой фотографии. На выставке в МАММ, за исключением нескольких кадров из журнала «Огонек», представлены не публиковавшиеся фотографом работы. Среди них — съемки, созданные в период с 1944-го по 1975-й (год смерти Евгения Умнова). Этот временной диапазон дает возможность проследить эволюцию авторского стиля и увидеть многообразие жанров, в каждом из которых фотограф работал безупречно. Особое место в экспозиции занимают фотографии балета 1950–1960-х годов, где в неожиданных ракурсах можно увидеть продолжение традиций российского фотоавангарда 1920–1930-х.

Выставка Евгения Умнова — это и важная страница в истории русской фотографии, и важнейшая страница в истории России в фотографии. А живые жанровые съемки Майи Плисецкой, Юрия Левитана, Леонида Утесова, Марка Бернеса, Ии Саввиной, Елены Кореневой, Александра Градского, Игоря Моисеева, Галины Улановой, Эльдара Рязанова, Андрея Миронова, Елены Образцовой, Галины Вишневской, Анатолия Солоницына, Андрея Тарковского, Сергея Коненкова, Микаэла Таривердиева, Анастасии Вертинской, Ольги Книппер-Чеховой и других выдающихся деятелей российской культуры являются украшением экспозиции и создают особую атмосферу всей выставки.

Музей благодарит Наталью Фельдман за помощь и поддержку при подготовке выставочного проекта, а также за щедрый дар музею.

http://www.museum.ru/N73652