Московский музей современного искусства представляет масштабную выставку «Спасение пространств», посвященную творчеству российского живописца, видеохудожника, известного художественного критика и теоретика современного искусства Владимира Сальникова (10 июня, 1948 — 24 июля, 2015), кураторами которого выступили Ирина Горлова и Леонид Бажанов.

Название выставки в ММОМА отсылает к одноименному проекту Владимира Сальникова, реализованному в 1995-2000 годах TV галереей в Центре современного искусства на Якиманке: художник придумал собственное телевизионное «вероучение» и выступил в качестве «проповедника», «прихожанами» которого стали посетители галереи. Общение с публикой проходило в формате беседы посредством прямого телеэфира, а также лекций, напоминающих гипнотические сеансы. Проект раскрывал «терапевтичнось» личности автора, его способность к коммуникации. Сальникова многие начинающие художники, критики, кураторы действительно воспринимали как учителя. Этот опыт работы с видео и телевизионными технологиями Владимира Сальникова стал не только одной из первых интерактивных медиаинсталляций в России, но и одной из самых известных работ художника.

«Спасение пространств» в ММОМА охватывает 35-лет творческой жизни Владимира Сальникова и представит более 200 произведений живописи, работ на бумаге, тиражной графики и видео. Структура экспозиции состоит из четырех разделов, которая следует не классической логике ретроспективы, а сгруппирована особым инсталляционным образом — по типологиям и задачам, которые ставил перед собой художник. Раздел «Порождение рисунка» (1970-1980-е гг.) раскрывает перед зрителем многочисленные эксперименты автора с техниками и позволяет узнать Сальникова не только как портретиста и видеохудожника, но и как виртуозного мастера рисунка. После 1980-х годов художник развивал различные темы и продолжал экспериментировать с художественными формами. Тема телесности в его творчестве отображена в разделе «Художник и модель» (1980-2000-е), куда, помимо одноименного проекта, созданного в сотрудничестве с писателем Ольгой Ковалик, вошли серии работ «100 изображений женщины», «Художник и критик», «Остролистовый лес» и цикл, над которым художник работал несколько лет — «10 000 левых женских ушей». В разделе «Пространство картины» представлены произведения 2000-х годов, а также «сюрреалистические» опыты автора на тему русской истории и культуры XX века, среди которых можно выделить работу «Черные колготки — черному квадрату» (1988), ставшую своеобразной попыткой дистанцироваться от наследия авангарда. Проблематика четвертого раздела выставки «Спасение пространств» касается взаимодействия художников и зрителей, авторов и критиков. В основе блока — тот самый медиапроект, сделавший Сальникова «проповедником» от искусства, а также монументальные живописные портреты.

Выставка максимально широко раскрывает талант Владимира Сальникова, знакомя зрителя с его богатым художественным наследием. Новаторские идеи, неповторимый стиль и особая энергетика его работ поражают своим разнообразием и не теряют своей актуальности в современном мире.

О художнике: Владимир Сальников родился в 1948 году в Чите, в 1971 году окончил факультет Художественно-технического оформления печатной продукции Московского полиграфического института (ныне Академии печати).

В 1971–1988 годах работал иллюстратором в московских издательствах, в 1972–1982 годах преподавал рисунок, живопись и композицию на графическом факультете Московского полиграфического института, в 1997–2000 годах читал лекции в Школе современного искусства РГГУ. Впервые его работы выставлялись в 1968 году. В 1980-м в редакции журнала «Литературное обозрение» прошла первая персональная выставка художника. За ними в 1990-х последовали экспозиции «Доверчивый супруг», «Племянница художника Гитлера», «Спасение пространств».

О кураторах: Леонид Бажанов — российский искусствовед, историк искусства, куратор, специалист по современному искусству второй половины ХХ — начала XXI века. Основатель (1992) и художественный руководитель Государственного центра современного искусства с 1997 по 2016 год; создатель Творческого объединения «Эрмитаж«(1985), а также Центра современного искусства на Большой Якиманке (1991); Куратор многочисленных художественных выставок в России и за рубежом, а также российских проектов на международных биеннале (российский комиссар Венецианской биеннале в 2001 и 2002 гг.), Сан-Паулу, Стамбуле, Каире, Нью-Дели.

Ирина Горлова — российский искусствовед, историк искусств и куратор. С 1996 по 2016 годы работала в Государственном центре современного искусства (ГЦСИ), с 2017 года — руководитель отдела новейших течений Государственной Третьяковской галереи. Реализовала более 50 кураторских проектов, в том числе: «Искусство 2000х» (совместно с Кириллом Светляковым, 2018, Третьяковская галерея), «Осколки войны» (совм. с Еленой Цветаевой, 2015, Балтийский филиал ГЦСИ), Мистификаторы (совм. с Михаилом Миндлиным, 2016, ГЦСИ, Москва), «Предмет искусства (2015, ГЦСИ, Москва), «Андрей Ройтер. Открытый дом» (2013, ММОМА).

Сход Развал Люберцы #LuberAuto