Начало

Отличный пример понятного, лаконичного, не выбивающегося из повествования инсайда.

Подобно тому, как герои фильма «Начало» внедряют идею в голову героя Киллиана Мерфи, хороший инсайд должен делать примерно то же самое: незаметно запускать в голову зрителя мысль, от которой он еще долго не сможет отделаться. Однако так же, как и героям нолановского фильма предстояло столкнуться со многими трудностями, прежде чем аккуратно вплести маленькую идею в сознание героя, так же и сценаристу не просто написать инсайд, который не отвергнет пытливый зрительский ум, а напротив, полностью примет и вызовет в человеке ощущение откровения.

Сначала разберем не самые удачные инсайды в кино и вспомним всеми любимый «Бойцовский клуб». Он буквально напичкан инсайдерскими сценами. Ценность каждой из них остается под большим вопросом, да и количество отвлеченных мыслей про нехорошую систему, кажется, переходит все границы.

Бойцовский клуб
Бойцовский клуб
Бойцовский клуб

Подросткам подобное может и понравится, но у более старшего поколения разговоры о рабстве вещей и иллюзии безопасности вызовут лишь зевоту. Думаю, если бы многие из нас не познакомились с этим фильмом еще в школе, мы бы отнеслись к нему куда более прохладно, даже не смотря на блистательную режиссуру Дэвида Финчера.

Еще один пример слабого инсайда можно встретить в фильме «Соучастник». Здесь сценарист пытался объяснить идеологию наемного убийцы.

Соучастник

Важно понимать, что суть инсайдерской информации заключается в том, чтобы подарить человеку нечто новое, либо позволить взглянуть на свои старые мысли под другим углом. Когда мы смотрим кино, рассчитанное не только на детскую аудиторию, хочется чувствовать, что к нашему интеллекту относятся с уважением.

Мысль о том, что каждый день на планете умирают тысячи людей, а значит смерть одного незнакомого человека не должна сильно нас волновать, думаю, посещала каждого из нас. Если нечто подобное говорит взрослый человек, это вызывает лишь недоумение. Поэтому, когда герой Тома Круза на полном серьезе высказывает подобную мысль, весь образ хладнокровного и умного убийцы рушится прямо на глазах. Возможно сценаристу очень хотелось зародить в зрителе сомнение о ценности жизни, дать ему пищу для ума, но получилось вяло и неубедительно.

Теперь вспомним более удачные примеры и продолжим тему злодеев, ведь именно они часто являются хранителями оригинального мировоззрения, которое служит залогом качественного инсайда.

Матрица

Изящная антропофобная речь агента Смита. Не знаю, сами ли Вачовски выдумали эту теорию или у кого-то подсмотрели, в любом случае, она идеально ложится как на характер персонажа, так и на общую философскую направленность фильма. Темпоритм не нарушается: данный монолог, находится где-то на рубеже второго и третьего акта и выглядит более чем оправданным. И, конечно же, сама теория, помимо экзистенциальной составляющей, имеет под собой что-то похожее на научную основу, за счет чего приобретает особый колорит и справляется с самой главной задачей хорошего инсайда: вызывает в зрителе сомнение и зарождает новую идею. Идею о том, что все мы — всего лишь вирус, и как говорил Раст Коул

Лучшее, что человечество может сделать как вид — это дружно взяться за руки и умереть.

«Настоящий детектив» и нигилистические теории Раста Коула вообще можно смело отнести к жанру инсайдерского кино. Матрица тоже близка к этому жанру, как уже упомянутый «Бойцовский Клуб» или «Господин Никто». У последнего, правда, инсайды получились слишком прямолинейными. Каждая из концепций подавалась зрителю настолько в лоб, что начинало казаться, будто смотришь научно-популярную передачу, а не фильм.

Господин Никто

Очевидно, что режиссер пытался интегрировать жанр мокьюментари в художественное произведение, но, сдается мне, сделал он это только по той причине, что так и не нашел способа получше передать те теории, которые он считал важным рассказать своему зрителю.

В «Настоящем Детективе» может показаться, что Ник Пиццолатто следует по тому же пути и также обращается к жанру мокьюментари, но главное различие состоит в том, что в «Господине никто» каждый инсайд подается без привязки к героям, а в «Настоящем Детективе» инсайды транслируются через мысли персонажа. Они умело вшиты в личность героя.

Настоящий Детектив, сезон 1

Если вы читали мою классификацию вербального повествования в кино, то понимаете, что все монологи Раста Коула находятся на стыке чистых инсайдов и мыслей героя. Этот художественный элемент во многом стал определяющей успеха «Настоящего детектива», но об этом прекрасном сериале мы еще поговорим в другой раз, а пока вернемся к другим примерам.

Инсайд не обязательно должен быть утверждением, иногда это вопрос или проблема, гнетущая персонажа.

Т2 Трейнспортинг

Простой бытовой диалог, в конце которого звучит инсайд, приводящий зрителя к мысли, что не так-то просто прожить несколько десятков лет и не устать от самого себя. Инсайд работает, потому что мы верим герою, понимаем его и одновременно задумываемся о том, что жизнь без смысла рано или поздно оборачивается полным кошмаром.

Некоторые режиссеры задавали фундаментальные вопросы своим зрителям для того, чтобы они подумали не только о себе, но и о будущем всего человечества.

Андрей Рублев

В этом диалоге Феофан Грек разговаривает с Андреем Рублевым о судьбе русского народа. Слушая героев кажется, будто это сам Тарковский спрашивает у самого себя: «Темен народ или не темен». Его душа была больна, Тарковский не мог спокойно смотреть на мир, который его окружал, но он все равно считал, что во многом это вина таких как он, художников, тех, кто несет на себе тяжкое бремя творца.

Тарковский посчитал своим долгом выразить столь важную мысль не только через образы и киноязык, но и вербально.

В первом сезоне «Фарго» инсайдом является загадка, основанная на научном факте, через которую авторы транслируют одну из главных идей всего сериала: серди людей есть овцы и волки, и первым не стоит иметь дел со вторыми.

Фарго, сезон 1

И, кстати, сравните, насколько топорно и прямолинейно похожая мысль была выражена в фильме «Снайпер».

Снайпер

Яркий пример экспозиционного инсайда. В массовом кино иногда используют подобный прием, но как по мне — это безвкусица.

Иногда кино может быть жанровым и не тяготеть к глубинному смыслу, но сценаристу по каким-то причинам так хотелось поделиться со зрителем одной идеей, засевшей в его голове, что он просто вписывает в сценарий те или иные строчки и вуаля, инсайд готов.

Клерки

Конечно же, в данном случае все работает по той причине, что это единственная фраза, которую говорит Молчаливый Боб за весь фильм. Любой другой персонаж, учитывая тональность картины, вряд ли был бы способен на столь емкое и содержательное высказывание, но этот персонаж вполне, так как он единственный, чей характер и образ мышления являлся для зрителя загадкой, к тому же за счет столь долгого молчания, любое слово, сказанное им, определенно врежется в память. «Будьте внимательны к тем, кто вас окружает, возможно кто-то вас давно любит, а вы этого даже не замечаете». Такая детская и простая мысль, которую Кевину Смиту очень хотелось донести до своей, вероятно, довольно юной аудитории.

Если вернуться к злодеям, то возможно причина их красноречия и инсайдерских фраз заключается в том, что сценарист, как и большинство людей на земле, не способен всегда думать о чем-то светлом, иногда его разум заражают темные идеи и ему просто необходимо с кем-то ими поделиться. А так как родные и близкие могут повертеть пальцем у виска, сценаристу ничего не остается, как наделить антагониста в своем новом сценарии всеми бесчеловечными концепциями, родившимися в его голове, после чего наконец лечь на кровать и спокойно поспать.

Фарго, сезон 1

Иногда же, напротив, кажется, что одна коротенькая инсайдерская мысль, возможно, стала отправной точкой для всего фильма. Может быть именно ради нее кино и создавалось. Конечно, угадать с чего именно началось рождение будущей картины в голове автора почти невозможно, но делать предположение никто не запрещает. Например, этот момент из «Девушки с татуировкой дракона», возможно, стал основополагающим для всей истории, столь мощной и точной кажется мне мысль, озвученная главным злодеем.

Спойлер, если что.

Девушка с татуировкой дракона

Сказать по правде, инсайд, который ложится в основу всего произведения — это, наверное, и есть искусство в чистом виде, потому что это та самая идея, приходящая в наш разум откуда-то извне. Мы не вымучиваем ее из себя, не вычитываем, не подсматриваем, она просто появляется. Секунду назад мы еще сидим и скучаем, а через мгновение сияем от осознания, что придумали нечто невообразимое.

Подведем итоги. Инсайд — это идея, вопрос, теория или проблема, волнующая автора, которую он облекает в словесную форму и ретранслирует зрителю через одного из персонажей своего фильма. Инсайд не двигает сюжет. Инсайд не служит инструментом раскрытия персонажа, напротив, он является лишь следствием, вытекающим из его мировоззрения. Инсайд не выглядит как лирическое отступление, он тонко вплетен в нарративную структуру.

Чтобы грамотно использовать инсайд, нужно понимать, есть ли в сценарии такой герой, при общении с которым в реальной жизни вы могли бы услышать из его уст ту самую инсайдерскую мысль, которую вам хочется вставить в фильм.

Важно понимать, что хороший инсайд находится на тоненькой грани между вселенной фильма и реальностью. Оступившись, можно либо слишком сильно вытянуть зрителя из истории, заставляя его думать о чем-то отвлеченном, либо потерять саму мысль, сделав ее слишком невзрачной.

Помните, хороший инсайд дарит возможность окунуться в приятную рефлексию.

Тайна в его глазах