«Бренд — попса», Instagram как современное искусство

 

Источник: 

Инстаграм, на мой взгляд, сегодня транслирует три главные цели и начала:

  1. Обычный профиль, своего рода лайфстайл или просто коллекция селфи.
  2. Страница-бренд — может быть и медийная личность, может и Lamborghini.
  3. Только инстаграм, только хардкор — необычные и просто красивые профили, может быть искусство, вкусовщина современной культуры.

Итак, чем интересны и чем завлекают все 3 вышеперечисленных пункта?

Ну, коллекционировать и собирать фотографии из собственной жизни, при этом не преследуя целей завлечения подписчиков, получений лайков и т. д. — это тоже искусство. Это «перформанс для себя» — когда, фактически, вы абстрагированы от влияния, но не радикальны. Хотя, закрыть профиль в инстаграме тоже можно — не знаю, будет ли это считаться тем самым радикальным абстрагированием, но так или иначе констатирую: в этой соц. сети главное и самое распространенное преимущество — просто хранение каких-то памятных фото.

Не важно, крутые ли это селфи на воне 100-метрового обрыва, семейные фотки с Нового Года или что-то совсем личное — инстаграм будет лучшим вариантом для такого проявления внимания к каким-то изображениям. То есть это фамильярность, это знак «знакомости», какой-то душевности в фото — образ, который хочется сохранить. Поэтому это искусство. Закрытое, эскапистское и неочевидное. Значит современное.

Если лайфстайл-картинки а-ля блог — это понятно, с этим разобрались, то категория бренда в инстаграме воспринимается совсем по-иному. Она коммерциализирована, исходит не из «благородных» идей, и вряд ли так непосредственно и близко относится к современному искусству. Предпринимательство, маркетинг — это другое. И роль в культуре играет вторичную, но довольно важную, как и искусство. В этом, наверное, все сходство.

Но, скорее всего, у вас в мыслях сейчас проскальзывает что-то вроде «цветочная фирма на Новом Арбате — розы недорого» или «красные ниточки на руку — помогут от сглаза, 100% качество», что, конечно же, является брендом, но в очень узком его понимании.

Бренд — в целом попса. И даже люди есть — бренды. Братья Ричард и Морис Макдональд (McDonald’s), Дональд Трамп («незыблемая», черная политика штатов), Карл Фаберже (Fabergé, ювелирное искусство). Инстаграм должным образом помогает проникнуть бренду в самые жила человечества, их потребительского начала. Но хватит болтовни. Дальше пойдем по настоящим примерам: как и что происходит в современном инстаграме и какие есть экземпляры.

A$AP Rocky — американский рэпер, режиссер, да и вообще творческий человек — вот его инстаграм кишит неожиданностями и концептуальностью.

То у него какие-то цветовые гаммы, игра, фото в стиле «чиллаут», то вообще ничего — белые оттенки цвета (как сейчас, например).

Что он сам говорит на этот счет?

«Существует всего лишь одна вещь, которая доказывает совершенство моего вкуса — это мой стиль. Помимо того, что я кусок дерьма», — говорит рэпер в своем интервью Esquire. А вообще, инстаграм — это именно тот акт чистого искусства для ASAP’а. Он не продвигает себя, он живописец. Художник в инстаграме — художник в масскультуре.

Или возьмем Калена Холломона. Вряд ли вы осведомлены, но это нью-йоркский художник, перешедший, по-всей видимости, на инстаграм. И ныне создающий там шедевры, очень смахивающие на злободневный дадаизм — это коллажи, абсурд, сатира.

Каллен развлекается вырезанием моделей из глянцевых журналов, совмещает их с суетливыми пейзажами мегаполиса. Чем не искусство?

Но потеха — не главная составляющая инстаргам-искусства. И не эстетика, и не стиль. Зачастую в соц. сеть приходят и с еще более благими намерениями — с трагедией. С тем, что социальные проблемы все еще открыты, с отказом от «розовых очков» и наивности. Искусство? Безусловно.

Маркус Блисдейл. Или Линси Аддарио.

Маркус, например, снимает для National Geographic — он документирует, привлекает внимание к проблеме Африки, к условиям проживания там. Всегда контраст, всегда должная атмосфера — эти невероятные образы было бы трудно передать, не существуй сегодня инстаграма. И за это сей площадке спасибо.

Линси уже какой год исследует Афганистан, рассказывает о его проблемах — а Афганистан ими неустанно щедр. Это в первую очередь война, политика. И 40-летней замужней женщине такое, думаю, очень тяжело снимать.

Также инстаграм может выступать как транслятор идеологии — того же феминизма, если мы смотрим с ракурса XXI века. Это уже сугубо социальная реклама, социальный бренд. Пропаганда идеи — это как навязывание технологии, прогресс. Люди стандартизируют не только индустриальные традиции, но и шаблоны мышления — в этом заключается теоретика конформизма.

Заметили, как все сродни тому искусству, которым мы привыкли наслаждаться? Инстаграм — максимально глобален и адаптирован. И воспользоваться этим нельзя. Я уже не говорю о художниках вне сети, вне интернета, которые заводят инстаграм профили и получают дополнительный отклик. Цена такому удовольствию?

С одной стороны, это бесценно.. С другой — «легкость», возможность автоматизировать или приблизить к этому собственные идеи. Все это — шаг к новой культуре, от хип-хопа до проблематики бедных стран, где все воспринимается правильно, с умом и без цинизма.